Новости

С 1 марта в Беларуси вступит в силу ряд изменений в закон «О борьбе с коррупцией».

Просмотров: 168

genprokuratura.jpg

       04.01.2023 опубликован Закон от 30.12.2022 N 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее — Закон N 232-З). Основные изменения и дополнения внесены в Закон от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 305-З) и направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных мероприятий и имеющихся механизмов, оптимизацию взаимодействия различных субъектов в антикоррупционной сфере.

 

Терминология.

В Закон N 305-З вводятся определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при характеристике субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности, также предлагается дефиниция лиц, которые уполномочены в установленном порядке совершать юридически значимые действия.

Организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;

административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;

лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.

Подарки.

В практической деятельности правоприменительных органов возникало немало трудностей при реализации законодательного ограничения на получение имущества (подарков), что было обусловлено отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное и иное официальное мероприятие». Изначально предусматривалось дать определение тому, что же является подарком и сувениром. Однако впоследствии от этого шага отказались.

В итоге понятие «сувенир» исключено из Закона N 305-З и дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия» (абз. 14, 15 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З), одновременно при этом установлена предельно допустимая стоимость такого подарка в размере, не превышающем 20 БВ.

Таким образом, Закон N 232-З устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц, такие лица не вправе: принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 17 Закона N 305-З (абз. 5 п. 9 ст. 4).

В этой связи не являются нарушениями:

— принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера БВ на дату получения такого подарка, цветов;

— получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке госорган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;

— иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совмина.

Запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости (20 БВ) устанавливается и в гражданском законодательстве (ст. 546 ГК). Данные ограничения не затрагивают получение подарков в частной жизни (семейные, дружеские и иные отношения).

Важно отметить, что Закон N 232-З дает определение в этой связи и тому, что считать подарком, протокольным и иным официальным мероприятием. Так:

подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия, — имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в том числе через иное лицо (абз. 14 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З);

протокольное и иное официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями госорганов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя госоргана, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) государственное должностное или приравненное к нему лицо (абз. 15 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З).

Закон N 232-З предусматривает, что порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определяется Совмином (абз. 20 п. 9 ст. 4). В настоящий момент этот порядок определен Положением о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, утвержденного постановлением Совмина от 22.01.2016 N 45.